Художественность в кино важнее точности

Интервью с актерами фильма «Движение вверх» Кириллом Зайцевым и Кузьмой Сапрыкиным Художественность в кино важнее точности

Спорт в нашей стране всегда был чем-то большим, чем простое соревнование на скорость, ловкость и точность. Каждая победа вписана в историю СССР и России золотыми буквами, но некоторые из исторических противостояний требуют дополнительного развернутого рассказа, а не сухих цифр итогового счета. Лента «Движение вверх» рассказывает о легендарной победе советских баскетболистов над американской сборной в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года, и мы встретились с исполнителями двух ведущих ролей в этой картине – лидера сборной Сергея Белова сыграл Кирилл Зайцев, а отдавшего решающий пас Ивана Едешко – Кузьма Сапрыкин. Молодые актеры готовились к съемкам почти год, а потому им есть что рассказать о неудобной обуви, накладных усах и кланах внутри съемочной группы. Фильм и для них самих стал началом движения вверх…

– Начать наш разговор о фильме хотелось бы с самого очевидного вопроса. Вы, ребята, в баскетбол-то играть умеете?

Кирилл Зайцев: А по фильму разве не видно? (Смеется.)

Премьера фильма "Движение вверх"

Художественность в кино важнее точности

– Ну, знаете, сегодня можно и не такое нарисовать…

Кирилл Зайцев: На самом деле я играл в баскетбол в школе. В Волгограде, где я рос, отец моего близкого друга был баскетбольным тренером, он втянул меня в это дело, но только до окончания учебы – потом баскетбол ушел на задний план. Однако как только мне предложили попробоваться в фильм «Движение вверх», я начал усиленно тренироваться и проводил на площадке все свое свободное время. Я посчитал достижение отличной спортивной формы особым челленджем – все-таки мне предстояло сыграть настоящую легенду, икону советского, да и мирового баскетбола Сергея Белова, это огромная ответственность. В кадре я должен был быть профессиональным спортсменом, для которого ведение мяча или бросок столь же естественны, как дыхание, – нужно было отделаться от привычки смотреть на мяч, площадка должна была стать родной стихией. И при этом нужно не забывать об актерских задачах!

Кузьма Сапрыкин: Мне тоже повезло, я работал без дублера, поскольку в детстве занимался баскетболом, определенная база у меня была. Так что зрители могут быть уверены: везде, где я в кадре с мячом, это действительно я.

– Когда «Студия ТриТэ» анонсировала данный проект, во все уголки страны были отправлены призывы к молодым актерам высокого роста. Вы на тот момент оба были достаточно молоды, чтобы заявлять о каком-то актерском статусе. Так за что же вас все-таки взяли в фильм – за рост или за талант?

Кирилл Зайцев: Мой рост 193 см, и для баскетболиста даже того времени это цифры довольно средние, хотя Сергей Белов был даже чуть ниже меня. Но в момент, когда я проходил пробы, что-то сложилось, и я благодарен за это небесам, во мне разглядели что-то нужное проекту, отметили какие-то детали… Я ведь пробовался изначально на роль Модестаса Паулаускаса, в то время я жил в Риге, играл в местном театре, и мне предложили попробоваться на роль литовца. Я прочитал реплики из сцены диалога между Сергеем и Модестасом со словами: «Против нас играть будешь», если вы помните, отослал пробу, и спустя какое-то время мне пришло предложение приехать в Москву, но уже с прицелом на роль Белова. По дороге я ощутил всю ответственность, но начал готовиться, изучать материалы, и пасьянс сошелся. Кастинг вообще был проведен великолепно, актеры по своей психофизике действительно соответствовали своим персонажам, и это всем нам облегчало работу на площадке.

Читай продолжение на следующей странице