Мы случайно открыли новый жанр – советстерн!

Интервью со сценаристом фильма «Движение вверх» Николаем Куликовым Мы случайно открыли новый жанр – советстерн!

Сложно припомнить что-то подобное в истории российского кино – отечественная картина находится на вершине бокс-офиса едва ли не целый месяц, собирает полные залы даже в будние дни, обходит по собранным деньгам самые дорогие и яркие голливудские блокбастеры. Вот уж действительно, «как вы яхту назовете, так она и поплывет», но авторы «Движения вверх» угадали не только с названием, над картиной сошлись все возможные звезды. Однако было бы неправильным говорить только об удаче и фортуне, успешное кино – результат работы большой команды специалистов, выложившихся на 300 процентов. И сегодня мы говорим с одним из главных «кузнецов» большой победы, соавтором сценария фильма «Движения вверх», а также одним из сценаристов картин «Легенда № 17» и «Экипаж», Николаем Куликовым. О баскетболе на бумаге, поражении Рокки, методе помидора и эго сценариста – из уст настоящего самурая киноиндустрии только на Film.ru.

– Николай, вы являетесь соавтором сценария двух наиболее успешных отечественных спортивных драм – «Легенды № 17» и «Движения вверх». Считаете ли вы этот жанр каким-то особенным или спорт в кино укладывается в привычные для любого сценариста жанровые рамки?

– Фильмы про спорт никогда не были моей особенной страстью. И применительно к «Легенде № 17», «Движению вверх» и некоторым другим проектам, которые в последние годы неплохо заработали (например, новые фильмы про космос), я бы говорил о новом жанре – советстерне. Это жанр, который показывает и воспевает советских людей. Благодаря тому, что между сегодняшним днем и достижениями этих людей образовалась какая-то дистанция, авторы с этим материалом обращаются свободно, и у этих историй появился определенный стиль и набор жанровых правил игры.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Мы случайно открыли новый жанр – советстерн!

В таких фильмах главные герои не имеют каких-то личных, корыстных, эгоистичных мотивов в поступках, они бьются за какой-то символический капитал, за символическую цель, за знак, который на грудь себе повесят не они, а страна – будь то спортивная победа, выход в космос, спасение ледокола. Сейчас у советстерна, как и у любого жанра, уже сложились определенные каноны: главный герой – совершенный бессребреник, он в каком-то смысле мечтатель, он хочет прыгнуть выше всех, просто потому что так нужно и иначе нельзя. Характеризует таких героев, как правило, исключительная порядочность. Обязательно должны присутствовать противостояние с людоедской системой и ряд других важных признаков. При этом герою советстерна позволительно говорить, что он свои поступки совершает ради Родины, ради страны, и говорить это искренне, его слова не расходятся с делом. Важно, что в финале этим героям не дарят машины и квартиры, они так и остаются бессребрениками.

Читай продолжение на следующей странице